Три регтайма Андрея Вознесенского: сонет ли один из них?


2025. № 4, 115-126

Олег Иванович Федотов, Московский педагогический государственный университет (Россия, Москва), o_fedotov@list.ru

Аннотация:

Как поэт, позиционировавший себя певцом НТР, А. Вознесенский рано обнаружил в своем творчестве обостренную склонность к экфрасису. Будучи выпускником Архитектурного института, он много и охотно сотрудничал с коллегами по профессии, композиторами, живописцами, скульпторами, театральными и кинорежиссерами, создавая произведения синтетических, смешанных жанров: поэтические статуи, словесно-архитектурные сооружения, видеомы, инсталляции, оперы, романсы, оратории, популярнейшие лирические песни. В 1980‒1990 гг. им были написаны три оригинальных стихотворения с необычным жанровым обозначением регтайм: «Сонет (регтайм)» («сна нет...») (1980), «Регтайм» («Полюбите пианиста!..») (1983) и «Лесной регтайм» («Ку-ку — / миную времени реку...») (1998). Одно из них к тому же он загадочным образом назвал сонетом, хотя оно состояло не из 14, а из 43 укороченных стихов. В предлагаемой статье они анализируются как циклическое единство, а также предпринимается попытка прояснить логику появления столь экстравагантного жанрово-строфического определения. В финале автор мотивирует его тремя основными причинами: 1) каламбуром: «сонет = сна нет»; 2) после того, как поэт перевел для Д. Шостаковича несколько сонетов Микеланджело, сонет стал для него самым совершенным «способом общения с небесами»; 3) однако Вознесенский более чем свободно обращался с традиционными жанровыми формами поэзии, до неузнаваемости модифицируя их ради достижения максимального художественного эффекта.

Для цитирования:

Федотов О. И. Три регтайма Андрея Вознесенского: сонет ли один из них? // Русская речь. 2025. № 4. С. 115–127. DOI: 10.31857/S0131611725040099

Благодарности:

Статья написана при поддержке гранта РНФ; проект No23-28-00545 «Сонет и сонетные ассоциации в русской литературе XIX–XXI вв.».